Тел.: +7 (926) 304 48 28; E-mail: gnasypnayav@gmail.com
Мои композиции

 

На данной странице размещены композиции Галины Насыпной, имеющие инструктивный характер, направленные на детальное изучение музыкального языка, тех или иных средств его выразительности.

Основные образы и разделы композиций рельефно отражены как в графическом облике текстов эссе, так и в учебных звуковых файлах с совмещенным звучанием нотного текста и словесных интерпретаций музыки.

В процессе изучения композиции предлагается  прочесть соответствующее эссе и прослушать ее целиком.  Далее  рекомендуется прослушать учебный файл с совмещением озвученного нотного текста музыки и эссе о ней.

Чтобы закрепить успех работы, прослушайте, пожалуйста, композицию в ее исходном виде еще раз.

К сказанному добавим: ориентироваться при прослушивании композиций помогают краткие  характеристики особенностей их музыкальной формы, представленные на страницах-сносках «Учение», которые имеются в этом разделе сайта («Коломбина и ее друзья», «День и вечер»), а также в разделе «Эссе о музыке». 

Нотное издание  первых пяти   композиций (Галина Насыпная. Пьесы для фортепиано. — М.: Издательство «Композитор», 2012.  —  16 с.) представлено в разделе «Библиотека».

 

Как помогают словесно-поэтические сюжеты эссе в создании музыкальных сочинений? Эссе помогают автору понять себя, свой музыкальный замысел и найти оптимальную форму его воплощения.

Выше отмечалось, что предлагаемые вниманию слушателя музыкальные композиции были созданы прежде всего  в инструктивных, просветительских целях. Однако, работая над ними, автор не раз вспоминал об отношении к музыке А.С.Пушкина, выраженном в известных словах:

«Из наслаждений жизни

 Одной любви музыка уступает,

Но и любовь ―  мелодия…»

Эти слова читаем в «Каменном госте». Поэт повторял их в альбомах пианистки М.Шимановской и певицы П.Бартеневой, один раз с некоторым изменением: «Но и любовь – гармония» (Штейнпресс Б.С. и Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Сов.Энциклопедия», 1966. ― С.417).

Да, конечно, основное предназначение музыкального искусства ― дарить человеку радость, наслаждение красотой звука, чувствами и мыслями, запечатленными в нем. Наслаждение особое, высшего порядка. Такова эстетическая основа, на которой создавались данные композиции. Это будет главным и в дальнейшей работе автора.

 

 

Большинство представленных музыкальных композиций звучит в камерном  музыкальном моноспектакле «Мой маленький театр», исполняемом Галиной  Насыпной. Она также автор входящих в спектакль эссе, театральных атрибутов, семантически связанных с музыкой, сценария в целом.

 

ГАЛИНА НАСЫПНАЯ. МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР

(Исполнитель, читающий текст от лица автора, находится в центре сцены. В правой части сцены стоят две банкетки. На одной из них― маска и два веера).

Перед вами камерный музыкальный моноспектакль «Мой маленький театр». Это повествование о Современном Человеке, его раздумьях и переживаниях, жизненных наблюдениях и впечатлениях, о воспоминаниях прошлого. Из глубины веков пришла к нам Коломбина ― ныне всемирно известный и любимый персонаж итальянской комедии dellarte. Как верная и добрая  спутница, Коломбина находится рядом с нашим героем,  Современным Человеком, чуть приоткрывая зрителям и слушателям его сокровенные мысли и чувства.

Вы услышите сочинения музыкальной классики Мак-Доуэлла,  Гурилёва, Шопена, композиции, автором которых является исполнитель данного спектакля. Звучащие словесно-поэтические эссе, сценарий спектакля также авторские.

(Исполнитель в центре сцены, с театральной маской). Коломбина и ее друзья! У Коломбины день рождения! Она пригласила своих друзей Арлекино и Пьеро. Веселые развлечения: шутки, игры. Слышится звонкий смех!

Но вот Пьеро случайно выглянул из окна — настроение резко изменилось. По улице медленно шел прохожий,  известный композитор. Чувствовалось, что он переживает трудное время. Усталое, печальное лицо музыканта поразило Пьеро.

Чтобы подбодрить своих гостей, Коломбина напевает светлую мелодию. Арлекино и Пьеро аккомпанируют ей на скрипке и виолончели.

Затихли звуки праздника. Но увиденное из окна никого не оставило равнодушным.

Исполнение авторского сочинения «Коломбина и ее друзья».

(Исполнитель, стоя у рояля). Услышанное очень взволновало и нашего героя, Современного Человека. Он задумался над судьбами людей, чья жизнь всецело посвящена профессии. Музыканты, художники, танцовщики, спортсмены, — те, кто овладевает профессиональными навыками с детства и совершенствует их всю жизнь. О высочайших достижениях, но прежде всего о больших самоограничениях и потерях на пути к свершениям. О мучительных сомнениях в правильности выбора.

На самом высоком пьедестале почета эти люди понимают, что никакие профессиональные завоевания и награды не могут заменить тех естественных человеческих радостей, которые были принесены в жертву профессии.

Исполнение авторского сочинения «Свершение».

(Исполнитель, сидя у рояля). Робкое солнце заглянуло в окно. В комнате все  еще прохладно, а на душе Человека тревожно. Солнце старается его согреть, но безуспешно. Может быть, жаркому дню это удастся?

Исполнение авторского сочинения «Прохладное утро».

(Исполнитель в центре сцены, с веером). «Всегда приятно вспомнить о теплых летних днях», ― подумал наш герой.

Лето, любимое, долгожданное… Лето — это отдых, независимо оттого, в отпуске Человек или нет. Это свобода и прежде всего от себя, от необходимости напрягаться, сохраняя свое тепло.

Лето дарит такие удовольствия, каких нет у других времен года: прогулки в легкой одежде, плавание в речке, мороженое на открытом воздухе. Принимая эти дары, Человек может позволить себе полностью расслабиться. Ведь небольшие ошибки в температурном режиме природа простит: летом у нее много тепла. Когда наступает очень жаркий день, помогает веер.

(Исполнитель движется по сцене, имитируя прогулку). Однако не все любят лето. Известно, что А.С.Пушкин предпочитал осень за спокойствие, за приносимый ею творческий подъем. С тревогой пишет о лете Антонио Вивальди. Весьма много минорных красок в отображении летних месяцев и у П.И.Чайковского в цикле «Времена года».

Эдвард Мак-Доуэлл любит лето! 

Исполнение сочинения Э.Мак-Доуэлла «Летняя песня» (из цикла Шесть маленьких фантазий).

(Исполнитель, стоя у рояля). Память Человека хаотично воспроизводит картины согревающего лета в разное время его жизни: юность, прошлогодние и детские впечатления.

В канун праздника! Два студента, два товарища готовятся к празднику. Один пишет поздравительные письма, другой накрывает на стол перед встречей с однокурсниками. Письма переполнены добрыми пожеланиями, а на столе появляются все новые лакомства.

«Желаю, чтобы мечты сбывались». А вот и горячий шоколад… «Желаю солнца и тепла». Ароматные яблоки, присланные близкими к празднику… «Желаю, чтобы удача была Вашим другом».

Исполнение авторского сочинения «В канун праздника».

(Исполнитель идет к центру сцены). В летние солнечные дни мы часто ходим к реке, чтобы ощутить ее освежающую, бодрящую силу. Устраиваемся поудобнее на берегу и с удовольствием наблюдаем за движением воды: совсем мелкие волны, небольшой ветерок — волны крупнее, опять все стихло, колебания воды едва заметны.

Иногда мы ходим к водопаду, где можно увидеть бурный водный поток.

Спустя некоторое время возвращаемся на берег и смотрим вдаль: вот медленно плывущие лодки, за ними быстроходные катера. Смотрим и ждем: а вдруг появится корабль капитана Грея с алыми парусами? (Здесь автор упоминает персонажа из повести А.С.Грина «Алые паруса»).

Исполнение авторского сочинения «Свежесть воды».

(Исполнитель, стоя у рояля). Мальчик проводит лето у бабушки. Летний отдых сочетает с занятиями на фортепиано, готовясь к концертному выступлению осенью. Он старательно учит сложный пассаж, а в  этот момент неожиданно появляется ряд внешних отвлекающих шумов: жужжание шмеля, залетевшего в форточку, звонок мобильного телефона. Даже любимый щенок, внимательно слушавший музыку, забеспокоился. Вскоре раздался бой часов. Потом хлопнула дверь — это пришла бабушка.

Мальчик, несмотря ни на что, продолжал терпеливо работать  и выучил пассаж.

Исполнение авторского сочинения Скерцино.

(Исполнитель в центре сцены, с театральной маской). Еще одна история о Коломбине: Коломбина и Пульчинелла!

Сердится Коломбина. Сетует на то, что приходится много работать, на усталость. Идет по парку и жалуется самой себе. Вдруг ― неожиданная встреча. Рядом появляется Пульчинелла, ее добрый старый друг. Весельчак Пульчинелла в изумлении: никогда не видел Коломбину в таком взволнованном состоянии. Она говорит о своих  жизненных невзгодах, а Пульчинелла рассказывает сказку: «Поздней осенью встретились Дождинка и Снежинка. Крепко подружились. Зимой Дождинка превращалась в Снежинку. Подруги много работали вместе, чтобы укрыть землю снегом для будущего урожая. Весной они превращались в дождевые капли и продолжали трудиться, чтобы пропитать землю влагой. Когда наступал сентябрь, радовались подруги богатому урожаю, который собирали люди. И только ранней зимой Дождинка и Снежинка уходили на каникулы. Отдыхали в гостеприимном Облаке, слушая прекрасную музыку. Всеми днями. Это давало им жизненные силы».

На лице Коломбины появилась приветливая улыбка. Спокойствие, дружелюбие, сказка Пульчинеллы помогли ей вернуть привычное радостное настроение. «Вот теперь я узнаю милую, неунывающую Коломбину», ― говорит Пульчинелла и приглашает на танец под музыку из сказки.

Исполнение авторского сочинения «Коломбина и Пульчинелла».

(Исполнитель, стоя у рояля). Как воспринял эту историю наш герой? Ему показалось, что Коломбина осталась совсем не понятой своим другом. Он подумал: «Часто бывает, что человек не находит понимания среди окружающих людей. Тогда он мысленно обращается… к любимым предметам. В его воображении это более чуткие слушатели, чем иные одушевленные существа». Недавние «собеседники» нашего героя — фонари на вечерней прогулке.

Исполнение авторского сочинения «Вечерние фонари».

(Исполнитель, сидя у рояля). Да, очень часто бывает, что Человек не находит понимания среди окружающих людей. Сейчас его «собеседники» ― свечи на рояле.

Исполнение авторского сочинения «Свечи на рояле».

(Исполнитель, сидя у рояля). …А теперь  —  мысленное обращение к любимым статуэткам. Это фарфоровые рыбки из детских воспоминаний.

Исполнение авторского сочинения «Фарфоровые рыбки».

(Исполнитель, стоя у рояля). Человек вспоминает самых близких людей. Матушка-голубушка. Голубушка-матушка.

Исполнение сочинения А.Л.Гурилёва «Матушка-голубушка» в переложении для фортепиано М.И.Бернарда. (Исполнитель идет к правой части сцены. Ненадолго присаживается и возвращается к роялю).

Но жизнь мчится вперед. Жёсткая реальность ставит все новые проблемы. В поисках жизненных сил Современный Человек, подобно героям сказки Пульчинеллы, вслушивается в звуки музыки, музыки Шопена.

Исполняются сочинения Ф.Шопена (Прелюдии соч.28 №1, 7, Вальс соч.70 №2).  

(Исполнитель, стоя у рояля). Наступает трудный день. День с его диссонансами, напряженным ритмом, заботами и переживаниями вторгается в жизнь созидающей души Человека.

Вечер. После тягот дня душа опять ищет отдохновения в музыке.

Исполнение авторского сочинения «День и вечер».

(Исполнитель в центре сцены, с театральной маской). И еще одна история о Коломбине: Коломбина, Панталоне и Арлекино!

Коломбина — служанка Панталоне. Симпатизируя очаровательной девушке, Панталоне мечтает чаще видеть ее в своем доме. И с этой целью (ах, он ничего лучше придумать не мог!) хитрец Панталоне загружает ее большой работой: поручает перебрать десять килограммов крупы — фасоль, горох, пшено.

Открывается дверь и слышно:

— Коломбина, это я, как идут дела? — Хорошо, синьор, два килограмма уже перебрала.

Вскоре опять:

— Коломбина, как дела?

— Хорошо, синьор, еще два килограмма перебрала.

А сама думает: «Что же делать? Ведь эта работа не на один день». Верный друг Арлекино будто прочел ее мысли, пришел на помощь, перебрал оставшуюся крупу и даже звоночек на дверь повесил, предупреждающий появление Панталоне в комнате Коломбины.

Закончив работу, счастливые друзья убегают из дома Панталоне.

Исполнение авторского сочинения «Коломбина, Панталоне и Арлекино».

(Исполнитель, стоя у рояля). Услышав эту историю, наш герой, конечно, улыбнулся. Но очень скоро его мысли устремились совсем в другом направлении. Он вновь думал о своем прошлом.

На протяжении всей жизни Человек свято бережет теплые воспоминания детства.

Но жизнь часто требует от него решительности и даже жесткости. Чтобы избежать крайностей, Человек обращается за помощью к детским воспоминаниям: «Колокольчики-цветы очень вежливы, а ты?».

Стихи, прочитанные в детстве, вызывают улыбку счастья и указывают правильную дорогу.                                                                    

Исполнение авторского сочинения «Внутри и вовне».

(Исполнитель в центре сцены). С воспоминаниями, с музыкой, с очарованием и нежностью Коломбины проникли все-таки крупицы оптимизма в сознание нашего героя. «Бесконечно разнообразен  мир человеческих взаимоотношений, ― подумал он. ― Может быть, именно здесь, в сфере общения друг с другом стоит искать душевный комфорт. Ведь у прекрасной, но вымышленной Коломбины есть свои прообразы, не только в далеком прошлом, но, по-видимому, и в окружающей реальности».  Ему захотелось мечтать. Он наконец-то думал о своем будущем.

 

Исполнение Экспромтов.

 

 

 


 

Коломбина и ее друзья


 

День и вечер

(новая запись)


Внутри и вовне


 

Бурлеска




Скерцино

 

 

Вечерние фонари

 

Прохладное утро

 

Свежесть воды


Неосторожное слово

 

Коломбина, Панталоне и Арлекино

 

Свершение


Экспромт

 

Свечи на рояле


Экспромт №2


 

Фарфоровые рыбки

 

В канун праздника


Экспромт №3


На жизненном рубеже

 

Иней на ветвях


Коломбина и Пульчинелла


[URL=http://fastpic.ru/view/32/2011/1103/9025f93ba4b7a6ed2235cf2e921cf82a.jpg.html][IMG]http://i32.fastpic.ru/thumb/2011/1103/2a/9025f93ba4b7a6ed2235cf2e921cf82a.jpeg[/IMG][/URL]
   
Адрес: Москва
Тел.:+7 (926) 304 48 28
E-mail: gnasypnayav@gmail.com
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”