Тел.: +7 (926) 304 48 28; E-mail: gnasypnayav@gmail.com
В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МУЗЫКАЛЬНУЮ КЛАССИКУ

 

     На данной странице представлены записи музыкальных произведений в исполнении Галины Насыпной. Произведения подготовлены (по ранее созданным эссе) для концертного выступления. Звуковые файлы с совмещением озвученных  нотного текста и его словесной интерпретации были задуманы первоначально как учебный материал, помогающий детальному изучению произведения. Теперь, после некоторой корректировки, эти работы могут рассматриваться и как самостоятельные концертные номера, имеющие родство с мелодекламацией: в них музыка звучит с текстовым сопровождением. Однако практика проведенных концертов «подсказала», что на реальной концертной сцене более предпочтительно все-таки чтение эссе целиком перед исполнением музыкального произведения.

«Классическая и современная миниатюра в музыке» ― так называется программа, в основе которой произведения этой страницы. В настоящее время идет работа над изменением программы, ее новое название: «Музыкально-исторический и ладовый калейдоскоп». Еще один вариант названия: «Музыкально-исторический веер».  Каждому произведению программы исполнитель подберет веер, цвет которого, по его мнению, наиболее подходит ладовой окраске,  характеру звучащей музыки. Другая идея. Подобно вееру, программа раскрывается с исполнением произведений композиторов разных стран и времен ― от 18 века до современности и в обратной хронологической последовательности ― от наших дней до 18 века. В программе прозвучат также сочинения Галины Насыпной. И еще варианты названия программы: «Лестница времени», «По лестнице музыкально-исторического пространства», «Музыка: века и вехи» (в программе не только миниатюры).

 

 

Ф. Куперен — «Нанетта»


 

      Сегодня Нанетта в грустном настроении. Минорный лад. Она огорчена шалостями своего маленького Братца. Одни и те же упреки приходится делать каждый день. В пьесе это выражено короткими повторяющимися мотивами.

     Несмотря на преобладающий минор, ремарка композитора —  весело, оживленно: не стоит грустить, все можно легко изменить к лучшему. Добросердечная Нанетта бранит Братца и тут же утешает его. Мажор.

     Упреки и утешения сменяются полезными советами. Два звена секвенций. Каждое из них состоит из четырех мотивов с мельчайшими изменениями.  За ними можно услышать:

                              «Ты сделай вот так,

                               Ну сделай вот так,

                               Ну сделай же так —

                               Получится все».

     Вероятно, подобную сценку увидел художник на одной из прогулок по Версалю. Но могло быть иначе. Так, как в стихотворении А.С.Пушкина. Слушая начало этой миниатюры, вспоминаются слова:

            «Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила…»

     Однако только первая строка сопоставима с теми выразительными средствами, которые избирает Куперен для данного произведения.

 

 

Л.Бетховен — «К Элизе»


 

     Багателька, но привычнее – жемчужинка, трогательная и нежная в форме классического рондо.

     Любит — не любит.

     Радость свидания.

     Любит — не любит.

     Несостоявшаяся встреча.

     Любит — не любит.

 

 

М.Мусоргский  — «Слеза»



 

     Великий русский композитор-новатор М.П.Мусоргский  всю жизнь глубоко сочувствовал своему народу — бедному, униженному — и всеми силами защищал его.

     Образ слезы занимает важное место в творчестве композитора. Это особый образ-символ, выражающий и горе, и сострадание, и крайнюю степень бесправия. Вспомним слезы самого обездоленного человека на Руси — Юродивого в вершинной опере композитора «Борис Годунов». Вспомним слова Юродивого в финале этой оперы, обращенные к народу: «Лейтесь, лейтесь слезы…».  И далее: «Плач, русский люд, голодный люд».

     На что мог рассчитывать простой человек в трудный момент? На чью помощь? Лишь на собственные слезы. Они помогали выжить, облегчали страдания. Однако Россия того времени известна жестоким обращением с народом. Даже слезы далеко не всегда были позволены простому человеку. И за них могли наказать – высечь. Бесправный человек, за которого так болел душой Мусоргский, вероятно, имел право только на слезу, слезку, слезинку,  никем не замеченную, тайком.    

     Слеза — фортепианная пьеса, в трехчастной форме. Включает небольшое вступление  и заключение.

     Подошла Слеза.

     Слеза светлой печали.

     Слеза далеких воспоминаний.

     Слеза светлой печали.

     Стало легче — Слеза отошла.  

 

И.Альбенис — «Гранада»

(из «Испанской сюиты» соч.47)


 

     Allegretto. Лунный вечер. Берег Средиземного моря. Ласковые волны подобны мягким аккордам гитары. Юный Певец мечтает встретить девушку, которая принесет ему счастье. Именно для нее звучит эта серенада.

     Вдруг на поверхности морской глади появляется невиданной красоты девушка. Это одна из волн превратилась в Принцессу моря. В ее голосе, в пластике движений глубокая печаль: Принцесса, влюбленная в юношу, не может быть всегда рядом с ним. Она — жительница моря. Только иногда доступно ей видеться с возлюбленным на этом берегу. Но ведь и таким бывает счастье? Юноша говорит о своих чувствах, успокаивает Принцессу. Светлеет голос. Минорность сменяет мажор.

     Юный Певец очарован. Он будет каждый день приходить сюда, петь серенаду и смотреть на Принцессу. Юноша утешает себя и ее: да, и таким бывает счастье.

 

К.Дебюсси — «Вереск»


 

     Что имел ввиду Дебюсси, давая своей прелюдии столь поэтичное название — «Вереск»? Именно вереск,  декоративное растение с нежными лилово-розовыми цветами? Или дурманящий багульник семейства вересковых? А что если, удаляясь от строго научной терминологии, отнести к этому семейству и клюкву,  и бруснику, и чернику? Первая одноголосная фраза прелюдии проста и выразительна. Вполне позволяет нашей фантазии устремиться в  сферу цвета и вкуса.

Темно-синяя черника. Насыщенно-терпкий, сладковатый вкус. Мы идем в черничный, залитый солнцем лес.

Как хороши яркие клюквинки с легкой приятной кислинкой!

У темно-красной брусники более мягкий вкус. Найти брусничник — большая удача и радость. Ягодка к ягодке, —  удивляемся мы. Вероятно, можно нанизать их на нить в виде бус?

Но особенно часто вспоминается все-таки черничная  поляна.

 

 

Г.Насыпная — «Коломбина и ее друзья»


 

У Коломбины день рождения. Она пригласила своих друзей Арлекино и Пьеро. Веселые развлечения: шутки, игры. Слышится звонкий смех.

Но вот Пьеро случайно выглянул из окна — настроение резко изменилось.

По улице медленно шел прохожий,  известный композитор. Чувствовалось, что он переживает трудное время.

Усталое, печальное лицо Музыканта поразило Пьеро.

Чтобы подбодрить своих гостей, Коломбина напевает светлую мелодию. Арлекино и Пьеро аккомпанируют ей на скрипке и виолончели.

Затихли звуки праздника. Но увиденное из окна никого не оставило равнодушным.

 

 

Г.Насыпная — «День и вечер»


 

     День с его диссонансами, напряженным ритмом, заботами и переживаниями вторгается в жизнь созидающей Души человека.

     Вечер. После тягот дня Душа ищет отдохновения в музыке.

 

 


 

  

   
Адрес: Москва
Тел.:+7 (926) 304 48 28
E-mail: gnasypnayav@gmail.com
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”