Тел.: +7 (926) 304 48 28; E-mail: gnasypnayav@gmail.com
Мои эссе

Эссе о музыке. Улыбнемся…

На этой странице сайта  размещена серия эссе о музыке, которая в отличие от предыдущих (см. раздел «Библиотека» данного сайта) имеет тематическую направленность, что показано в подзаголовке «Улыбнемся…».

Здесь представлены эссе о музыкальных произведениях, так или иначе связанных со сферой смешного. Вот как это выражено:

через жанр (скерцо, скерцино, юмореска, бурлеска), который является специфическим и передает образность отмеченной сферы;

через жанр (багатель, прелюдия), который в силу своих особенностей может отображать и в анализируемых произведениях отображает смешные предметы или ситуации;

через программные названия («Будильник» Ф.Куперена, «Сарказмы» С.С.Прокофьева) и композиторские ремарки (giocoso, ridicolasamente, scherzando и др.) самых разных произведений, воспроизводящих смешные явления или отдельные их стороны.

Рассматриваемые произведения настраивают слушателя на шутливый лад, вызывая прежде всего улыбку. А улыбка, как известно, бывает очень разной: доброй, ласковой, радостной, веселой, довольной, лукавой, кроткой. Но встречается и другое: улыбка ироничная, хитрая. Какой еще бывает улыбка? Можно встретить улыбку умиления, счастья, смущения, а также понимания, одобрения, сочувствия. Улыбка выражает чувство, отношение человека к тому или иному явлению (Большой толковый словарь русского языка. /Гл. ред. С.А.Кузнецов. Спб., 2002, с. 1384). В данном случае речь идет о показе комического в произведениях классического музыкального наследия.

Шутливо-добродушный тон музыкального повествования с неожиданными акцентами, повторами, паузами рождает хорошее настроение, радостный смех, грубовато-комические оттенки, элементы пародии, резкие контрасты и преувеличения, свойственные гротеску, — напротив, иронию, насмешку.

В работе над исследуемыми произведениями используется предложенный автором  семантико-логический анализ музыкальных текстов. Он позволяет не только выделить музыкально-выразительные компоненты, которые создают художественный эффект, вызывающий улыбку. Этот анализ дает возможность понять нравственную ориентацию музыкальных произведений, что отражено в сюжетах эссе, а также в следующих за ними кратких обобщениях. Последние передают основную идею, сжатый нравственно-психологический образ каждого произведения.

Словесные интерпретации сочинений Л.Бетховена, Д.Д.Шостаковича Э.Мак-Доуэлла, представленные на данной странице, побуждают к раздумьям о важности юмора в жизни человека, хорошего настроения для себя и окружающих, о том, что только в условиях мира на земле человек имеет возможность счастливо улыбаться. Обращение к эссе в ходе изучения произведений К.Дебюсси, Б.Бартока инициирует разышления о свободе и зависимости, о рациональном выполнении повседневных дел. На примерах музыки П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева автор  показывает, что в музыкальных произведениях можно распознать такие проявления характера человека, как простодушие, упрямство, а также самодовольство, трусливость и др.

Эта страница сайта включает также литературное освещение музыкальных композиций Насыпной Г.А. Композиции создавались в инструктивных целях, для изучающих язык музыкальной классики.

Запечатленное в музыке смешное оттеняет и помогает глубже понять его противоположность — не смешное, а, наоборот, серьезное, то, как оно может быть представлено в жизни.

Давайте слушать и улыбаться, вместе с тем, помня о серьезном.

Данная страница сайта ― это основа концертной программы. В среднем разделе концерта, называемом «Вместо антракта», речь идет об отношении композиторов-классиков к словесной программе произведения. Будет исполнено сочинение П.И.Чайковского «Май. Белые ночи» из цикла «Времена года».

 

 

 

 

Основой для создания словесных интерпретаций, представленных на странице «Эссе о музыке. Улыбнемся…», и исполнения произведений (1, 2, 3, 4, 5, 6) явились следующие нотные издания:

1. Ф.Куперен. Будильник // Франсуа Куперен. Избранные сочинения для фортепиано. Тетрадь I. Санкт-Петербург: Издательство «Композитор» • Санкт-Петербург», 1998. C. 13–15.
2. L.Beethoven. Seven bagatelles, op.33. Bagatelle II. // L.Beethoven. Piano compositions. Boston: O.Ditson, 1909. P.127–130.
3. П.Чайковский. Юмореска // Юмореска: Популярные произведения для фортепиано: Григ, Чайковский, Дворжак, Рахманинов. М.: Музыка, 2009. С. 7–10.•
4. А.Дворжак. Юмореска // Юмореска: Популярные произведения для фортепиано: Григ, Чайковский, Дворжак, Рахманинов. М.:Музыка, 2009. С. 11–13.
5. Ant. Dvoř′ak. Humoreske. Op.101. №7. // Фортепианные произведения иностранных авторов. Москва-Петроград: Государственное издательство «Музыкальный сектор», 1923. C.2-5.
6. Э.Мак-Доуэлл. «В полях» // Э.Мак-Доуэлл. Пьесы для фортепиано. Выпуск первый. М.: Музыка, 1968. С. 56–58.
7. C.Debussy. Minstrels // С.Debussy. Preludes. Livr. 1. Budapest: Musica, [1972]. P.51–54.
8. С.Прокофьев. Мимолетность V. // С.С. Прокофьев. Мимолетности для фортепиано. М.: Музыка, 1974. С.6.
9. С.Прокофьев. Мимолетность X. // С.С. Прокофьев. Мимолетности для фортепиано. М.: Музыка, 1974. С.13.
10. С.Прокофьев. Сарказм II. // С.С.Прокофьев. Сарказмы для фортепиано. М.: Музыка, 1980. С.8–10.
11. С.Прокофьев. Юмористическое скерцо для четырех фаготов. //С.С.Прокофьев. Десять пьес, соч.12 для фортепиано. Санкт-Петербург: Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002-2005. C. 35–38.
12. Bartok B. II. Bagatelle // Bartok B. Album I, for piano. Budapest: Musica, 1950. P. 24–25.
13. Bartok B. XIV. Bagatelle // Bartok B. Album I, for piano. Budapest: Musica, 1950. P. 36–41.
14. Д.Шостакович. Пять прелюдий (1919–1921). Прелюдия I. // Д.Д. Шостакович. Собрание сочинений. Том тридцать девятый. Сочинения для фортепиано. М.: Музыка, 1983. С. 137–138.
15. Д.Шостакович. Фантастический танец 3. // Д.Д. Шостакович. Собрание сочинений. Том тридцать девятый. Сочинения для фортепиано. М.: Музыка, 1983. С. 5–6.

 

 

 

Эссе о музыке. Довольство жизнью

На этой странице сайта  размещена серия эссе о музыке, которая, подобно предыдущей, имеет тематическую направленность. Тематика новой страницы выражена в подзаголовке «Довольство жизнью», — так называется песня В.А.Моцарта на слова И.Миллера  («Zufriedenheit») /В.А.Моцарт. Песни для голоса в сопровождении фортепиано. М., 1981, с.21-22/.

Основная мысль песни заключается в том, что не деньги делают человека счастливым, а его отношение к жизни, умение ценить красоту мира и быть благодарным судьбе за возможность трудиться и отдыхать. Этой мудрости, по-видимому, нелегко следовать в современной действительности. Но ее высказывают многие выдающиеся люди разных времен, и, следовательно, к ней стоит прислушаться. На развитие чувства довольства жизнью ориентирует читателя данная страница.

Страница содержит эссе о разноплановых музыкальных произведениях, которые могут повысить жизненный тонус  человека. Этому способствует следующее:

— общий жизнеутверждающий характер музыкального произведения;

— отражение в произведении явлений, мысли о которых создают внутренний комфорт человека;

— отражение в произведении типичной или часто встречающейся трудности, преодолеваемой в практике других людей, осознание чего может улучшить настроение человека;

— отражение в произведении частных, но простых приемов психологического саморегулирования.

На странице рассматриваются произведения музыкальной классики, а также авторские композиции Г.Насыпной.

Не погружаясь в глубины исследования психологических пластов затронутой сложной проблемы, автор излагает общие соображения, основанные на личном опыте и наблюдениях музыканта. Речь пойдет о незначительных колебаниях настроения человека и, соответственно, о минимальных корректировках, «подсказанных» музыкой.     

В работе над страницей автор использует предложенный им  метод словесных интерпретаций музыкальных произведений в жанре эссе. Этот метод позволяет не только выделить и словесно-поэтическим языком отобразить наиболее важные моменты рассматриваемых сочинений. Он показывает  возможности психологического саморегулирования слушателя с их помощью.

Данные эссе о музыкальных произведениях — это «переводы» с языка музыки на язык литературы, что является процессом семантико-семиотическим. Это не беседы о музыке в общем плане, а прежде всего сюжеты. Сюжеты не свободного характера, а тесно связанные со смысловой основой нотных  текстов. Сюжеты, созданные на базе глубокого анализа данных текстов, который является «внутренней», невидимой частью эссе. Сюжеты, представляющие произведения не фрагментарно, а целостно, в логической последовательности их «событий».

Найденная форма «перевода» того или иного музыкального произведения на язык словесный активизирует как эмоциональную, так и рационально-логическую составляющую деятельности человека. Вызывая интерес и удерживая внимание слушателя на протяжении звучания всего произведения, сюжетные линии тем самым «создают» необходимое условие для его постижения. Это в свою очередь является основой для получения слушателем позитивного заряда от прослушанной  музыки. 

Жизнеутверждающие произведения композиторов венской классической школы имеют особое  значение в рамках затронутой проблемы. Д.Д.Шостакович писал о том, что музыка Моцарта «воплощает молодость и силу», несет «человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии» /Шостакович Д.Д. О времени и о себе. М., 1980, с.180/. Думается, эти слова могут быть отнесены и к сочинениям Й.Гайдна (Фантазия до мажор, H.XVIINo.4, Соната до мажор, H.XVINo.35), эссе о которых содержатся на странице.

Однако всегда ли сочинения подобного характера могут улучшить  настроение человека? Наблюдения показывают, что однозначно утверждать нельзя. Многое зависит от степени психологического дискомфорта. Радостная, искрящаяся музыка Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена легко освежит человека, повысит настроение, к примеру, после напряженного труда. Но если человек взволнован, то ее прослушивание вряд ли будет уместным. В этой ситуации будет полезно сначала прослушать спокойное лирическое произведение с напевной мелодией. Оно снимет взволнованность, поможет вернуть внутреннее равновесие. Таково, например, «Утешение» №3 ре-бемоль мажор Ф.Листа, эссе о котором также представлено на странице.

Известно, что настроение повышают мысли о родном, близком человеке, о приятных, мимолетных встречах, которыми наполнена повседневность, воспоминания о  радостных, судьбоносных событиях жизни. Кроме того,  внутреннее психологическое состояние улучшают размышления о выдающихся произведениях искусства, об излюбленном времени года, о пейзажах с водными просторами, о хорошей пище и др.

Исходя из этого, отобранные произведения и эссе о них могут быть полезны слушателю. Так, мазурки Ф.Шопена являются звуковой средой, побуждающей к воспоминаниям о глубоко личных лирических переживаниях. Прелюдия К.Дебюсси «Дельфийские танцовщицы» дает возможность соприкоснуться с произведением античного искусства, с красотой именно той эпохи, которая, возможно, Вам, уважаемый читатель, наиболее интересна. В холодный зимний день станет теплее от раздумий о лете, навеянных  сочинениями  Э.Мак-Доуэлла («Летняя песня», «Бутон»). Мысль о пользе созерцания живописного водного пространства содержится в произведении Г.Насыпной  «Свежесть воды».

Внутреннее состояние человека улучшит понимание того, что ситуация, в которой он оказался, не является уникальной, неразрешимой, что многие люди испытывают дискомфорт от подобных обстоятельств и успешно преодолевают связанные с ними трудности. Часто встречающиеся жизненные ситуации и обстоятельства, рождающие психологический дискомфорт, отражены в  авторских композициях «Прохладное утро», «Неосторожное слово», «Свершение».

Человеку, оказавшемуся в одиночестве, может помочь мысленная беседа с теми неодушевленными предметами, которые его окружают: любимый портрет, игрушка, подаренная близким человеком и др. Автор посвящает этому  произведение  «Вечерние фонари».

Пусть каждый из нас задумается, испытывает ли он чувство довольства жизнью. Если нет, то необходимо понять, чего, каких звеньев не хватает для его формирования и развития. Вместе с тем, может быть, некоторые элементы, перестав быть актуальными, мешают, их лучше отбросить. 

И еще об одном чувстве всегда важно помнить — о чувстве юмора в жизни человека. Дружба, помогающая превратить серьезное в забавное, отражена в авторской композиции  «Коломбина, Панталоне и Арлекино».

Производить желаемые изменения, связанные с материальными ресурсами, как правило, трудно. Но, возможно, поиски в сфере человеческого общения более доступны? И именно на этих многообещающих, перспективных поисках стоит сделать акцент? Скромная проба автора — в  Экспромте.

Данная страница — это основа концертной программы.  Кроме эссе, чтение которых предполагается перед исполнением музыки на сцене, в нее войдут краткие сведения о композиторах, необходимые словесные связки. В программе будет часть, именуемая «Вместо антракта», где прозвучат сочинения русской классики (песня А.Л.Гурилёва «Матушка-голубушка» и «Танец феи Драже» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик») в переложении для фортепиано.

 

Эссе о музыке. Мир юности

 

На этой странице сайта  размещена серия эссе о музыке, которая, подобно предыдущей, имеет тематическую направленность. Тематика новой страницы выражена в подзаголовке «Мир юности».

Страница содержит эссе о музыкальных произведениях, которые так или иначе связаны (или могут быть связаны ассоциативно) с жизнью человека в юном возрасте.

Что отличает этот период жизни, что объединяет молодых людей в юности? Их объединяет род занятий: учеба или учеба и работа, помощь близким. Сходство связано с местом и условиями жизни: они проживают в семье среди родных людей, которые заботятся о них,  или вне дома, часто рядом со сверстниками (в общежитиях). Для юношеского возраста характерны большая творческая активность, повышенный интерес к новому, обостренное восприятие окружающей действительности, чуткое отношение к вопросам любви и дружбы. Наконец, мир юности —  это  обязательно мир мечты.

Какие проблемы типичны, наиболее часто встречаются в этот период? Проблемы, как правило, связаны с выбором жизненного пути, профессии, спутника жизни, взаимодействия с окружающими людьми и др.

В работе над страницей автор использует предложенный им  метод словесных интерпретаций музыкальных произведений в жанре эссе. Этот метод позволяет не только отобразить наиболее важные моменты рассматриваемых произведений словесно-поэтическим языком. Он дает возможность соприкоснуться с юношеским мироощущением. Отобранные для исследования произведения будто передают слушателю  заряд свежести и бодрости,  позитивную энергию молодости.

Словесные интерпретации сочинений Ф.Куперена, Д. Скарлатти помогают «увидеть» в воображении различные ситуации внимательного  отношения к близким, учебы или работы молодых людей. Рассматриваемая на странице Девятнадцатая соната Л.Бетховена, как известно, имеет подзаголовок «Легкая соната», принадлежащий композитору /1, c. 447/. Так же, как и освещаемые на данной странице сочинения Д.Скарлатти /2, Vorwort/, она написана в педагогических целях. Словесная трактовка бетховенской сонаты  может вызвать размышления о дружеских отношениях в юности, о тех или иных ситуациях жизни в семье, в теплой обстановке поддержки и взаимопонимания. Предлагаемое эссе о «Песенке без слов» П.И. Чайковского позволит глубже почувствовать характер музыки, связанный, возможно, со сферой личных трудностей, а прелюдия К.Дебюсси «Холмы Анакапри», — напротив,  с мгновениями счастья.

Мысли об учебе, о творчестве, о любовно-лирических  чувствах запечатлены также в эссе, посвященном  циклическому сочинению Э.Грига «Поэтические картинки». Авторское прочтение Сказок Н.К.Метнера связано с раздумьями о патриотическом отношении к родному краю (соч.26 №1), о выборе жизненного пути (№3). Эссе о произведениях Ч.Айвза (Соната на трех листах для фортепиано и колокольчиков) и С.С.Прокофьева (Первый концерт для фортепиано с оркестром) помогут ощутить сложность современной реальности, понять значение мечты и борьбы за ее воплощение в жизни человека.

На странице освещаются произведения музыкальной классики, а также авторские композиции Г.Насыпной. Эти композиции (и соответствующие эссе) повествуют о проблемах выбора жизненного пути («На жизненном рубеже»), общения (цикл «Собеседники»),  о преодолении трудностей («Коломбина и Пульчинелла»), о некоторых типичных, часто встречающихся жизненных ситуациях («В канун праздника»), об интересе к явлениям  природы («Иней на ветвях»). Следует отметить, что новые и ранее изданные сочинения автор объединяет в циклы — сформировавшиеся или формирующиеся / 3 /. Это отражено на предлагаемой вниманию читателя странице.

Эссе данной страницы так же, как и предыдущей, — основа концертной программы. В средней части концерта пойдет речь об отношении различных композиторов к слову, к словесной программе произведения. Будут исполнены сочинения П.И.Чайковского («Май.Белые ночи» из цикла «Времена года»), Ф.Шопена (Прелюдии №1 до мажор, №7 ля мажор), С.С.Прокофьева (Пятый сарказм из цикла «Сарказмы»).

 

 

 

Список литературы

 

1. Бетховен Л. 32 сонаты. Для фортепиано. Том II (редакция А.Шнабеля). М.: Музыка, 1970.  ― 864 с.

2. D. Scarlatti. Sonaten für klavier. Band I (Keller―Weismann). Leipzig.: Edition Peters, 1957. ― 151 s.

3. НасыпнаяГ.А. Сочинения для фортепиано. М.: Композитор, 2013. ― 55 с.

4. Житомирский Д.В. Шуман и Шопен // Избранные статьи. М.:  «Советский композитор», 1981. ― 392 с.

5. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. — М.: Музыка, 1987. —
176 с.

6. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск III. М.: «Музыка», 1970. ― 560 с.

7.  Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.:  «Музыка», 1974.― 560 c.

8.Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.:  «Музыка», 1966.  208с.

9.Русская музыкальная литература. Выпуск III. Л.: «Музыка», 1972.  328 с.

 


8.Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.:  «Музыка», 1966.  208с.

9.Русская музыкальная литература. Выпуск III. Л.: «Музыка», 1972.  328 с.8.Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.:  «Музыка», 1966. ―  208с.

9.Русская музыкальная литература. Выпуск III. Л.: «Музыка», 1972. ―  328 с.

8.Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.:  «Музыка», 1966.  208с.

9.Русская музыкальная литература. Выпуск III. Л.: «Музыка», 1972.  328 с.8.Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.:  «Музыка», 1966.  208с.

9.Русская музыкальная литература. Выпуск III. Л.: «Музыка», 1972.  328 с.8.Брянцева В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.:  «Музыка», 1966.  208с.

9.Русская музыкальная литература. Выпуск III. Л.: «Музыка», 1972.  328 с.

   
Адрес: Москва
Тел.:+7 (926) 304 48 28
E-mail: gnasypnayav@gmail.com
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”