Тел.: +7 (926) 304 48 28; E-mail: gnasypnayav@gmail.com
Исполнительские поиски

 

На странице "Исполнительские поиски" представлено два варианта исполнения пьесы Э.Мак-Доуэлла «В полях» из цикла «Шесть маленьких фантазий». Первая запись была сделана после создания исполнителем обобщенного эссе о данном цикле, с кратким освещением характера каждой пьесы. Этот подход отражен и в первой из представленных записей, передающей основное настроение пьесы «В полях».

Во втором исполнении (и соответствующей записи) передан сюжет эссе, написанный позднее. Сюжет подробно раскрывает содержание пьесы в понимании исполнителя: счастливая, безмятежная жизнь обитателей полей, голоса птиц о том, что когда-то здесь происходили военные события, что мир завоеван в боях. Напоминание птиц побуждает к раздумьям тех, кому оно адресовано, быть может, вызывая чувство признательности героям, рождая мысли о ценности сегодняшних благ.

Как помогает эссе исполнителю?

Эссе придает активность, целенаправленность творческим поискам исполнителя. Конкретика сюжета требует внимательного, ответственного отношения к исполнительским средствам. Если сюжет объявлен слушателю, — это ответственно вдвойне: допущенная образно-смысловая неточность может отвлечь внимание слушателя, привести к непониманию произведения в целом.

Во втором исполнении темп, соответствующий авторскому указанию (четверть = 116 по М.М.), после первого построения, через ritenuto assai (слово «assai» берется в значении «очень»), существенно замедляется. В результате — скорость движения и характер песенного материала приближаются к sostenuto (четверть = 88 по М.М.). Темп сохраняется без существенных изменений до окончания пьесы.

Подобно живописцу, исполнитель тщательно отбирает краски богатой звуковой палитры. Какой именно динамический, артикуляционный нюанс более соответствует тому или иному образу, действию, событию?

В начале пьесы для передачи радостного настроения используется легкое staccato. Последующий серьезный рассказ излагается подчеркнуто связным певучим звуком, legatissimo.

Исполнитель неспешно озвучивает крупные длительности, воспроизводя картину спокойной реальности, точно и четко «произносит» мелкие шестнадцатые и тридцать вторые в тактах фанфарного характера (воспоминания о прошлом).

Передавая воображаемые события звуковыми средствами, исполнитель пытается показать пространство, говоря образно, «между небом и землей». Для этого он выделяет басовую линию, четко артикулирует верхний голос.

Темп репризы обусловлен примыкающим к ней материалом: голоса птиц услышаны жителями полей. Возможно, они начинают размышлять о ценностях жизни, о мире на земле.

После работы над пьесой с помощью эссе в исполнении исчезают (или минимизируются) случайности, алогизмы формы. Исполнение приобретает образную яркость, логическую убедительность.

На что следует обратить внимание слушателю?

Первая запись позволяет почувствовать основной характер произведения (легкой игривости). Вторая запись дает возможность углубиться в содержание пьесы.

Прочитав «подробное» эссе и перейдя к прослушиванию, важно сосредоточиться на звуковом материале, постараться удержать звуковую нить, не отвлекаться от пьесы до ее окончания. В ходе прослушивания необходимо распознать основные образы, череду событий согласно сюжету эссе.

Полезно прослушать эти записи дважды в следующей последовательности: первая — вторая, и еще раз первая — вторая. Процесс сравнения первого варианта исполнения со вторым поможет слушателю почувствовать различия исполнительских приемов, освоить содержание произведения.

 

   
Адрес: Москва
Тел.:+7 (926) 304 48 28
E-mail: gnasypnayav@gmail.com
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”