Тел.: +7 (926) 304 48 28; E-mail: gnasypnayav@gmail.com
Классическое музыкальное наследие

ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА, ВОСПИТАНИЕ  СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

КЛАССИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Представленный сайт посвящен проблеме повышения культуры человека с помощью классической музыки


     Как слушать классическую музыку? Как «приблизиться» к ее сияющим вершинам? Эти вопросы издавна волновали человечество.  Однако актуально ли сегодня задавать подобные вопросы? Нужно ли человеку в исключительно сложных условиях современной действительности постигать шедевры  музыкальной классики? Ответим однозначно: актуально, нужно, ибо для повышения уровня жизни общества необходима высокая культура его граждан. «Никакие, даже экономические законы не смогут действовать в стране, если нравственная культура будет находиться на низком уровне» (Д.С.Лихачев). Повысить культуру,  воспитывать музыкой — важнейшие задачи настоящего времени.

    Музыка правдиво отображает жизнь во всем ее многообразии, с доминантой добра и красоты. Музыка, действительно, совершенствует, облагораживает человека, воспитывает чувство уважения к себе и другим. Человек, соприкасаясь с произведениями музыкальной классики,  тоньше ощущает проявления добра и зла, радости и печали. Он учится отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного. Другими  словами, музыкальные произведения обладают уникальным свойством формировать (корректировать) систему ценностей человека. Воспитывать музыкой значит оказывать влияние на его представления о мире —  «что такое хорошо и что такое плохо» (В.В.Маяковский).

     Человек обращается к музыке часто ради эстетического удовольствия, позитивно преобразующего его личность. Но не только. Мы идем к музыке за искренностью, за откровенностью, за правдой.

     Шедевры никогда не лгут, потому что их создатели — гении, люди  высокого духовного уровня, особой когорты, как говорится, отмеченные свыше. Мы с трепетом слушаем произведения Баха, Бетховена, Рахманинова, Прокофьева и других композиторов-классиков, потому что всецело доверяем им. Эти люди, создавая шедевры, жили среди многочисленных музыкальных сочинений, в «море» музыки, которая совершенствовала их внутренний облик по своему образу и подобию.

     Если столь велико воздействие музыкального искусства  на тех, кто постоянно находится в его сфере, то очевидно, что это воздействие довольно существенно и на людей, которые соприкасаются с музыкой изредка. Короче говоря, чем больше время продуктивного «общения» человека с музыкой, тем выше  результат.

     Понимание вопроса о том, является ли человек от природы существом добродетельным, в ходе истории менялось. Однако ясно: человеку, имеющему первоначальные, базовые представления о критериях жизненных ценностей, о нормах поведения, всегда будет более комфортно находиться в условиях  добра и мира. Для такого человека снять с себя внутреннее напряжение (вызванное недовольством, несогласием с чем-либо и т.п.), вернуться в состояние благодушного покоя — процесс естественный. И, наоборот, требует усилий противоположное, — «задержаться» в обстановке разлада, ссоры, вызвать повтор негативных эмоций или с еще большей интенсивностью.

     Контактируя с музыкой, формирующийся человек ощущает разницу между миром лжи и агрессии, с одной стороны, и миром добра, — с другой. Глубже осознает преимущества жизни в атмосфере добра. Все сложнее становится покинуть эту атмосферу. Количественные изменения постепенно переходят в качественные. Неприязнь к негативу усиливается, перерастает в чувство отвращения уже на физическом уровне. И, наконец, уйти из мира добра становится невозможным. Человек, избавивший себя от неблаговидных действий, вместе с тем, освобождается  от обременительных психологических нагрузок (страха перед возможным наказанием, мучительных укоров совести и др.), что позволяет ему укрепить  свое здоровье — физическое и психическое.

     Еще один важный аргумент в пользу музыки. Да, современный мир живет необычайно сложно. Психологические перегрузки разного характера столь велики, что человек нуждается в сверхмощных средствах релаксации. Снять стресс помогают не только кардинально новые достижения, не известные до сих пор человечеству, но и то, что создано ранее, не востребовано или недостаточно познано, в частности, классическое музыкальное наследие. Очень многие люди могут найти в нем своего рода укрытие, нишу отдохновения, таким образом снять стресс. Но для этого опять-таки требуется «сокращать» расстояние, «отделяющее» от музыки, то есть овладевать подходом к ее постижению.

     Изложенные аргументы подтверждают актуальность и важность обращения к классическому музыкальному наследию в настоящее время.

     Далее возникают следующие серьезные вопросы: в чем заключается сущность подхода к постижению музыкальной классики? Какими особенностями должно обладать слово о музыке, чтобы донести до слушателя замысел композитора? Ведь без словесного языка, как языка мышления человека, «приближение» к музыкальному искусству невозможно.

     Проблема слова о музыке занимала многих выдающихся литераторов. Примеры образных характеристик музыкальных произведений имеются в творчестве Т.Манна, Г.Гессе, Р.Роллана, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и других писателей.

    Особое впечатление производят страницы Т.Манна, посвященные музыке. Изучая их, автор этих строк ставила перед собой вопросы, обозначенные выше. Исследование показало, что музыка как «самое духовное из искусств» (Т.Манн), может быть адекватно передана только «одухотворенным словом». Наблюдения позволили сделать вывод о том, что предложенный Насыпной Г.А. метод словесных интерпретаций музыки помогает в  постижении высот музыкального искусства. Данный метод изложен в диссертации, а также в монографии Насыпной Г.А. «Духовно-нравственное совершенствование личности музыканта в творчестве Т.Манна и Г.Гессе». (Важно отметить, что в начале работы над диссертацией научным руководителем Насыпной Г.А., как соискателя ВНИИ искусствознания, был выдающийся музыковед Житомирский Д.В.). Сделанные в ходе исследования выводы соотнесены с достижениями отечественного музыкознания и прежде всего с характерными чертами образно-семантического подхода.

   Этот подход является  частью  комплексного анализа музыкального произведения, который разработан в трудах Мазеля Л.А., Житомирского Д.В., Назайкинского Е.В.

     В соответствии с данным подходом для передачи музыкально-звуковой информации посредством слова правомерны только те характеристики, которые связаны с семантикой объективных основ конкретного произведения его выразительных средств. Иначе говоря, смысл образных определений и метафор словесных интерпретаций музыки должен строго соответствовать смыслу ее выразительных элементов. Словесные характеристики, наполненные произвольными ассоциациями,  «удаленные» от текста композитора или же, наоборот, ограниченные узко теоретическим анализом, перенасыщенные научной терминологией, противоречат природе музыки как вида искусства.

     Успехи в области лингвистики (и прежде всего семантики), а также применение некоторых литературных приемов и форм позволяют развивать достигнутое.  

     Представленные на сайте сорок восемь словесных интерпретаций произведений разных времен и стран иллюстрируют отмеченный выше авторский метод и соотносимый с ним образно-семантический подход. На  музыкальном материале различных сочинений показывается, какие объективно значимые компоненты особенно важны и почему, как их можно трактовать и связывать, выстраивая смысловой контур произведения.

      Эти словесно-образные зарисовки отнесены к жанру эссе. Их отличает некоторый отход от систематического научного изложения и ориентация на более свободный характер высказывания.

     Постепенно, от одного эссе к другому, отмеченные особенности проявляются все ярче. Часть собственно музыковедческого анализа внешне уменьшается. Привносятся черты рассказа, новеллы, притчи (эссе о произведениях Ф.Шопена, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.Альбениса). Там, где намечается сюжетная линия, переход от аналитической описательности к конкретному действию, субъекты и объекты повествования превращаются в персонажей.  Здесь придают уверенности выдающиеся примеры композиторов  Р.Шумана, Г.Берлиоза, Ф.Листа, П.Дюка, С.С.Прокофьева, которые смело включали в словесные трактовки музыки элементы литературного сюжета.

       Предлагаемые вниманию читателя эссе отражают непрерывный поиск автором литературных средств выразительности, обогащающих словесные интерпретации музыкальных сочинений.  Появляется диалог («Меланхолическая серенада» П.И.Чайковского). Дается несколько семантически правомерных словесных интерпретаций одного и того же произведения («Слеза» М.П.Мусоргского). Дополняется словесная характеристика наиболее популярной пьесы сюиты («Танго» И.Альбениса), целостный образ которой представлен в эссе, посвященном этой сюите в целом («Испания» И.Альбениса).

      За пробными попытками введения элементов сюжета в словесный текст следует  переход к  широкому включению разнообразных сюжетных линий. Эти эссе отличаются частым обращением к таким литературным приемам и формам, как прямая речь, несобственно-прямая речь, диалог.  Вводится метод литературно-логического предположения (в соответствии со смысловыми элементами музыки – «Воспоминания о детстве» М.П. Мусоргского). Сопоставляются отдельные семантически значимые компоненты музыкального произведения и произведений других видов искусства (сочинения Й.Гайдна, Ф.Куперена). Появляются признаки стихосложения («Жнецы»  Ф.Куперена).

       Как видим, в ходе работы над эссе большое развитие получает семантико-логическая составляющая названного метода.

      Данные эссе различны по форме. Одни из них отражают впечатление от произведения в целом, без подробного рассмотрения его выразительных средств («Экспромты» Ф.Шуберта).  Другие, напротив, освещают «события» произведения в их последовательном появлении, с детальным анализом художественно-образного содержания («Фантазии» И.Брамса). Третьи занимают промежуточное место между первыми двумя (Прелюдия соч.23, №2 С.В.Рахманинова). Большинство эссе содержит краткую музыкально-энциклопедическую справку.

     Подробнее о четвертой части. Здесь обобщается то, что было достигнуто в работе над первыми тремя. Музыкально-энциклопедические данные, узкоспециальные термины приводятся минимально.  Объем словесных интерпретаций сжат. Отобраны и логически связаны только те выразительные средства, без которых представление о произведении может быть искажено.

     В настоящее время словесные интерпретации имеют следующие основные особенности: «надводная» часть, говоря образно, – это сюжеты, основанные на музыковедческом семантико-логическом анализе, который является невидимой, «подводной» частью данных интерпретаций.

     Многообразие словесных интерпретаций музыки в плане образно-содержательных характеристик, а также особенностей формы дает возможность слушателю приобрести определенный опыт контакта с музыкальным произведением, сформировать навыки проникновения в его суть. Рекомендуется осваивать 2-3 произведения в неделю (с прослушиванием, с соответствующим ориентирующим эссе и желательно с нотами). Часть звуковых файлов имеется на сайте. Со временем здесь будут размещены звуковые файлы всех произведений, о которых идет речь в представленных эссе.

     Кому адресован данный метод? Метод является универсальным. Он необходим как начинающим слушателям, так и мастерам-исполнителям. Начинающие с его помощью смогут подняться на  уровень углубленного постижения более сложных произведений. Профессионалам метод предоставляет огромные возможности в поиске разнообразных интерпретаций самых сложных произведений музыкальной классики на неизменяемой семантической основе, предложенной композитором.

     В заключение следует подчеркнуть, что данные эссе – лишь скромная попытка наметить один из путей осмысления сложных музыкальных композиций. Здесь наверняка нас ждут интересные находки, быть может, даже открытия: в самом деле, многое сближает словесный и музыкальный языки. Вместе с тем, очень многое их отличает. Всем понятно, что выразительные средства словесности никогда не смогут адекватно «транслировать» музыкальные произведения. Глубины и высоты музыки так и останутся недоступными слову из-за их «ненареченности» (Н.Е.Перельман).

      Будет отрадно, если данный сайт окажется нужным, поможет повысить культуру современного человека.

     Пусть каждому из нас музыкальное искусство дарит бесценные минуты восторга, защищая от жизненных невзгод, давая силы и душевное равновесие.


С уважением,

с пожеланием успехов,

Насыпная Г.А.

   
Адрес: Москва
Тел.:+7 (926) 304 48 28
E-mail: gnasypnayav@gmail.com
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”