Тел.: +7 (926) 304 48 28; E-mail: gnasypnayav@gmail.com
Эссе о музыке. Ч.1

 

 

ЙОЗЕФ ГАЙДН

Соната №34 ми минор

1. Presto 

2. Adagio 

3. Molto vivace 

  

 Одна из лучших сонат Гайдна, хотя в ней преобладает «трепетная» минорность, не характерная для жизнеутверждающего творчества композитора.  

     В крайних частях, близких по настроению, возможно, переданы «предчувствия» Гайдна романтических явлений будущего. Стремительное движение, «переливы» минора и мажора могут напомнить раннеромантический, «мятежный» образ русской классики - лермонтовский парус в море, то окутанный туманом, то освещенный солнцем. «Белеет парус одинокий». Позже этот образ воссоздал  Варламов в  выдающемся, одноименном романсе. Кстати, в той же тональности ми минор.

 Средняя часть сонаты иная. Медленный темп, простота мелодико-гармонических элементов со щедрой, но строгой орнаментикой отражают процесс созерцания жизни, ее наиболее совершенных форм. В этой атмосфере изящества проявляется дух высокого западноевропейского классицизма.

                    

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

Семь багателей соч. 33

1. Ми бемоль мажор. Andante grazioso, quasi allegretto 


2. До мажор. Scherzo. Allegro  


3. Фа мажор. Allegretto    


4. Ля мажор. Andante    


5. До мажор. Allegro ma non troppo     


6. Ре мажор. Allegretto, quasi andante  


7. Ля бемоль мажор. Presto     

 Часто с именем Бетховена связывают появление багатели как жанра музыкальной миниатюры и, вместе с тем, ее вершинные достижения. Однако известно, что впервые багатель встречается раньше, уже в творчестве великого французского клавесиниста Франсуа Куперена.

 Багатель появилась в глубинах рококо. Это художественное направление первой половины 18 столетия хронологически пересекалось, с одной стороны,  с поздним барокко, с другой, - с классицизмом. Оно отражало прежде всего жизнь высшего света, культивировало роскошь, аристократический этикет. Багателями называли то, что выполнено изящно: предметы придворного обихода, дворцы, сады, парки,  музыкальные и литературно-поэтические произведения.

Рококо в истории музыки, отрицавшее  некоторые особенности барокко (тяжеловесность, вычурность), позже уступило место венскому классицизму. Он в свою очередь показал значение чувства меры во всех проявлениях жизни, напомнил о единстве человека и природы.

На этом художественно-историческом фоне появились Багатели Бетховена, соч.33.

Цикл основательно связан с принципами венского классицизма. Поражают переданные в музыке жизнелюбие, ощущение полноты бытия: все семь пьес написаны в мажорном ладу. Правда, каждая, кроме третьей и седьмой, включает непродолжительные минорные эпизоды.

Есть разные предположения относительно времени создания этих пьес, но расхождения не существенны. Определенно то, что цикл появился в период бурной молодости композитора, хотя уже  небезоблачной…

Что характерно для этого сочинения? Разнообразные проявления скерцозности - шутка, выдумка, легкий каприз. Скерцозность выражена штриховыми и динамическими контрастами на небольших отрезках музыкального материала, неожиданными остановками движения (например, в пятой пьесе), прерывистыми пассажами (первая пьеса), множеством сфорцандо.

 Цикл согревает слушателя сердечностью dolce (первая, четвертая багатели), ободряет живостью, подвижностью Allegretto (первая - quasi Allegretto, третья, шестая пьесы). Эти эмоциональные оттенки переданы светлыми, мелодически рельефными темами, построенными часто на главных ступенях лада, с широкими интервалами.

 Что же здесь от рококо?

 Конечно, grazioso. Его создают  многочисленные мелизмы, звонкие мотивные повторы клавесинного типа (например, в первой пьесе), искусно выписанная орнаментика, усиливающая выразительность мелодических построений, особенно в репризных эпизодах (первая, третья, четвертая, шестая багатели).

Наиболее тесно с атмосферой рококо связана, по-видимому, четвертая пьеса. Она напоминает  звучание излюбленных в ту эпоху клавикорда, а в средней части – лютни или родственной ей гитары.

Какая из пьес особенно запоминается? Наверное, пятая, ошеломляющая силой бетховенской индивидуальности. Искрометный виртуозный блеск в крайних разделах, в среднем же – неожиданно глубокий минор, устремленный в будущее, к романтизму.

Искусство рококо предлагает изысканно-утонченные образы. Бетховену свойственно видеть прекрасное в широком спектре жизненных явлений. Благодарный мир дарит ему чувство радости. Это запечатлено, как отмечалось, в скерцозности, нежности, грациозной подвижности произведений цикла.

 Здесь радость, можно сказать,  сама нашла музыканта. Музыканта с беспощадной судьбой. Ведь именно Бетховену принадлежат известные слова «Я схвачу судьбу за глотку», сказанные в трудный момент. Радость сама «открылась» художнику-исполину, не требуя взамен волевых усилий, а тем более борений с жизненными проблемами.

Соприкасаясь с этой музыкой, слушатель также получает позитивный настрой без напряжения, без дополнительной внутренней работы. К нему приходит естественная человеческая радость, необходимая каждому.

                      

 


ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

Соната op.27 №2 («Лунная»)

1. Adagio sostenuto 

 

2. Allegretto 

 

3. Presto agitato 

      Один из шедевров фортепианного творчества Бетховена начала 19 века (1801).

     Первая часть имеет лирико-драматический характер. В музыке выражено состояние печали, сильные, но сдержанные чувства. Жизненная активность человека предельно снижена. Переданы именно те мгновения, когда он наиболее глубоко погружен в сферу переживаний…

     Монотонные триоли и медленные басовые «шаги», словно уходящие в вечность. Пунктирный затакт и «сильная» четверть на неизменном уровне высоты. Сосредоточенность на устойчивых ступенях,  незначительное удаление от них. Эта звуковая материя стала классической формулой печали.

     Секундовые опевания в мелодии: здесь передано самое сокровенное и самое трудное – безнадежность и одновременно чувство неугасающей надежды, душевная боль.

     Поражает резкость контраста второй части, который проявляется через все элементы выразительных средств: человеку удается отойти, точнее предельно «отдалить» себя от горестных переживаний.

     Отдохновение дает ему силы для сложной борьбы за освобождение от тягостных мыслей и чувств.

     Так могут быть прочитаны вторая и третья части.


ФРАНЦ ШУБЕРТ

Экспромты соч. 90      

До минор (№1)     

                                              

Ми бемоль мажор (№2)      

                                                                                                                 

Соль бемоль мажор (№3)                                                                                                                 

                                                                                                               

Ля бемоль мажор (№4)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

     Выросшие на основе венской классики, самые ранние цветы с приметами романтизма.

     Частая смена настроений, призрачность мечтаний, обманчивая перспектива ожиданий…

     Выросшие из классики, первые цветы  романтических фантазий.

 

 

  РОБЕРТ ШУМАН

Арабеска, соч. 18

     Расцвет романтизма. Состояние полета, устремленности к новым горизонтам. Его передает легкая, нежная мелодия с прихотливыми очертаниями сопровождения. Ремарка композитора - Leicht und Zart. В этой мелодии чуть заметная орнаментика, повторы направленных вверх мотивов, восходящее секвенционное развитие. Образ тончайшего, почти неосязаемого кружева.

     Мажор и минор. Шубертовская едва обозначенная светотень усиливается и вырастает в очевидный контраст. Основная тональность Арабески - до мажор. Создается впечатление, что мажорный лад продолжителен, но хрупок и будто ускользает. Минора меньше. Он очень откровенен и, говоря образно, «переполнен обидами».

     Кружево звуков «пролетает» между минорными построениями. Несколько спокойных тактов то предшествуют этому полету (Piu tranquillo), то следуют за ним (Langsam).

     Явь подобна грезам, сон напоминает явь…

 

 

 

ИОГАННЕС БРАМС

Фантазии соч. 116

Каприччио ре минор (№1)           

Интермеццо ля минор (№2)       

Каприччио соль минор (№3)      

Интермеццо ми мажор (№4)      

Интермеццо ми минор (№5)       

Интермеццо ми мажор (№6)      

Каприччио ре минор (№7) 
 

     Поздние фортепианные произведения Брамса – это особый мир не только в творчестве  композитора, но и среди шедевров всего музыкального искусства.

     Мудрость мастера и психологическая тонкость. Любование красотой. Одновременно созидание ее путем развития достижений романтиков ближайшего духовного родства и композиторов 18 столетия.

     Этот цикл включает в себя три каприччио и четыре интермеццо.

     Пьесы, называемые «каприччио», появились задолго до романтической эпохи. В 19 веке они претерпели существенные изменения соответственно эстетике романтизма. Каприччио Брамса являют собой концертно-импровизационные произведения с высоким уровнем эмоционального напряжения.

     Каприз в романтическом мировосприятии - это некое желание субъекта, конфликтующего с действительностью. Задумаемся над значением слов «каприз, капризничать», учитывая многообразие реальной жизни. Станет ясно, что не всегда подобное желание может быть обосновано и правомерно. Именно такие оттенки настроений и мыслей можно услышать в каприччио Брамса.

Каприччио ре минор (№1).

Диалог. Высказывание сложных и довольно тяжеловесных суждений. Похоже, что речь идет вовсе не о поэзии, а о реальности. Возможно, о препятствиях, недовольстве, усталости. Рассудок борется с негативом.

     Как это выражено в музыке? Минорный лад. Два звуковых пласта. В них поочередно проводится основное мелодическое построение. Вязкие staccato многозвучий, однообразные повторы в мелодии. Интонации словно «отягощены» грузными синкопами, с трудом «прорываются» сквозь них. Ремарка Брамса – Presto energico.

     Поиск взаимопонимания в диалоге интересно передает  октавный эпизод. Попытка одной из сторон  разобраться в сложной ситуации передана интонациями вопросно-ответного типа (верхний звуковой пласт). Между ними  стремительные ходы октав в противоположную сторону - в нижний регистр: можно предположить, что другая сторона отрицает эти "рассуждения". Несколько неожиданных модуляций. Звучание прерывистое, напряженное.  Только в одном из подобных построений появляется тенденция к единению. Здесь ритмическое дробление создает ощущение замедления темпа, голоса движутся в одном направлении, вниз.        

     Незначительный результат поиска взаимопонимания подтверждается в коде. Интервал секста, с которого начинается пьеса, многократно повторяется в обоих звуковых пластах.  Движение направляется в верхний регистр, сексты следуют в виде бесконечного канона…

     После первого каприччио  следует интермеццо.

     В романтической фортепианной музыке интермеццо часто воспринимается как пауза, передышка между «боями» с жизненными невзгодами. Затишье позволяет восстановить силы в той психологической нише, которая дает внутренний комфорт. Думается, именно так следует понимать значение интермеццо и в творчестве Брамса. Отметим, что в соч.116 после первого каприччио, по мысли композитора, достаточно одного интермеццо для внутреннего успокоения. После третьего требуются гораздо большие усилия.

     Интермеццо данного цикла - это изысканные, глубоко личные произведения с удивительно красивой звуковой палитрой. Откуда столь высокая избирательность и поэтичность? Обычно отмечают несколько источников. Конечно, прежде всего влияние Шумана, который ввел интермеццо как жанр фортепианной миниатюры. Но заглянем в более отдаленное время и особо отметим параллель Брамс-Куперен.

     Хорошо известно, что крупнейший французский клавесинист, выразитель лучших сторон рококо и классицизма, играл заметную роль в жизни Брамса. Последний в течение долгого времени занимался редактированием клавесинных сочинений Куперена. Брамсу посчастливилось познакомиться с творческой лабораторией композитора, стать посвященным в то, как рождались его сочинения. Брамс с благодарностью и любовью погружался в этот мир. Длительно хранил в памяти образ купереновского письма. Исходя из сказанного, трудно себе представить отсутствие влияния  творческой ауры Куперена собственно на произведения Брамса.

     Тонкие нити связывают этих композиторов. Высокий уровень  требовательности к художественному творчеству и, следовательно, тщательный отбор выразительных средств, камерный, интимный характер передаваемых образов,  поэзия звука. Сравнение конкретных проявлений сходства продуктивно, по-видимому, только с учетом большого исторического расстояния, которое разделяет Куперена и Брамса. То есть через призму  отличительных особенностей, с одной стороны, рококо, с другой, - позднего романтизма.

     После тягот жизни Душа человека успокаивает себя в какой-то определенной, близкой ей сфере.  Это можно услышать в каждом интермеццо цикла. После первого каприччио Душа утешает себя песней.

Интермеццо ля минор (№2).

Выразительная мелодия песенного склада в продолжительном звуковом построении (18 тактов). Минор, спокойное движение (Andante). Большая секунда, идущая вверх, малая - вниз, доминантовый «вопрос» выражают состояние неопределенности, раздумья: что же делать? Восходящее движение, отклонение в параллельный мажор и опять возвращение в минор: нужно двигаться вперед, несмотря на трудности. 

     Дальнейшее изложение имеет признаки свободных вариаций, в которых завуалирована тема. Уже в первой из них существенно меняется темп (Non troppo presto) и размер (3/4 на 3/8). Красивое звуковое полотно, на рисунке которого мелодию оплетают  ритмически ровные подголоски шестнадцатых в октаву. Рождается ощущение мерности, начала движения.

     Вторая вариация в мажоре. Возвращается первоначальный темп (Andante) и появляются очень мягкие, но несколько неожиданные для такого материала синкопы. Настроение  повышается. Взгляд в сторону танца. Желание «выпрямиться», поднять голову…

    Основная тема с минорным, но светлым окончанием звучит в начале и в завершении пьесы.

    Однако после спокойного созерцания опять всплеск эмоций: чувства руководят разумом.

Каприччио соль минор (№3).

Опять диалог, то в согласии, то в поисках согласия. Но здесь высказывания более порывистые (в музыкальном тексте видим ремарку Allegro passionato).

     Как передан этот диалог? Два мелодических пласта движутся навстречу друг другу, либо наоборот. Построения, основанные преимущественно на ступенях разложенных септаккордов, legato. В связующих тактах слышим усиление звука, выражающее приближение очередной  волны эмоций.

     Вдруг появляется преграда: контрастный эпизод, который может быть понят как призыв к разуму, к преодолению сиюминутных эмоций и спокойному созиданию. Возникает предположение: в этом эпизоде Брамс вспоминает о классических принципах наиболее оптимального жизнеустройства. Примечательно, что композитор излагает свои мысли современным ему языком - языком романтического времени, не обращаясь к выразительным средствам классической эпохи.   

     Яркий контраст хорошо виден в оптическом облике эпизода – его нотном тексте: замедление темпа (Un poco meno Allegro), мажор, динамическое указание piano (p). Вместе с тем, массивное шестиголосие, укрупнение  длительностей, полиритмия как будто характеризуют особенности и сложность альтернативы - пути к внутренней гармонии и самосовершенствованию. Мелодические и динамические подъемы рождают подлинное воодушевление. Утверждается правильность выбранного пути, на котором исчезает все случайное, суетное.

     Однако далее повторяется материал первого раздела с большим накалом эмоций. Классическая трехчастность  с классическими идеалами в среднем эпизоде.

     Душе, еще не вполне окрепшей после первого каприччио, трудно справиться с очередным эмоциональным «грузом». В последующем интермеццо она утешает себя многообразной красотой звуков.

Интермеццо ми мажор (№4).

Начальный звуковой комплекс с красками позднего романтизма. Увеличенное трезвучие, разрешающееся в тонический квартсекстаккорд, далеко отстоящий бас на педали создают эффект звуковой объемности. На этом фоне короткие нисходящие интонации. Adagio. Воображение связывает ласкающие звуки с прекрасными зрительными образами, с нежными ароматами и прикосновениями. В  многомерном звуковом пространстве активизируются все органы восприятия: слух, обоняние, зрение, осязание. Однако и при таком сильном успокаивающем воздействии состояние внутреннего дискомфорта еще не побеждено - в последующем изложении ощущается душевный трепет…

     И только середину интермеццо с ремарками dolce, uno corda можно назвать эпизодом мечты, отдаленного счастья. Окрыляющие, вселяющие надежды подъемы (интонационные и динамические) несколько напоминают средний раздел каприччио соль минор (№3). Безудержное стремление друг к другу шестнадцатых (снизу вверх) и восьмых (сверху вниз).  Настрой на позитив. 

     Репризное проведение начальных интонаций пьесы с появлением мажора в подголоске.

     И вот в Душе уже появляются силы для творчества. Композитор создает еще одно интермеццо. В нем Душа утешает себя способностью созидать.

Интермеццо ми минор (№ 5).

     Ремарка Andante con grazia ed intimissimo sentimento.

     Робко, в сомнениях Душа пытается творить новое чувство, новую мысль…

     Обратим особое внимание на слово  intimissimo, на динамическое указание pianissimo (pp)  и неустойчивость ладового наклонения. Но ровные ямбические мотивы строго разделены паузами и метрично повторяются. В этих повторах  чувствуется скрытая решительность, воля к созиданию.

     Из шорохов и мерности рождается нечто новое,  представленное в среднем разделе пьесы. В нем остаются  ямбические, начинающиеся с затакта мотивы, но звучание становится более явственным и свободным. Удлинились сильные доли, появилось мажорное наклонение, широкие интервалы, овиваемые гибкими линиями двух голосов.

     В репризе много далеких, неожиданных тональностей: Душа удивляется  первой творческой пробе. Заключительный такт пьесы звучит в мажоре: Душа утешает себя творчеством.

     Она все более ощущает приток сил. Процесс созидания напомнил ей о добре и любви. Душа утешает себя способностью принимать добро и любовь.

Интермеццо ми мажор (№6).

    Будто издалека появляется таинственная череда неспешных  многозвучных аккордов (Andantino teneramente). Их «приближение» рождает в воображении образ богатырей-защитников.

     Резко контрастирует середина в миноре с мелодически рельефным одноголосием, сопровождаемым тонкой линией триолей. Пронзительное одиночество, беззащитность, жалоба.

     В коде эта тема преобразуется. Появляется мажорное наклонение, поддержка в басу: сильные помогают слабому окрепнуть.

     Душа утешает себя добром и любовью, наполнена силой.

     Но вновь жесткие, деструктивные процессы врываются в жизнь созидающей Души. И этот «напор» ей нужно выдержать.

Каприччио ре минор (№7).

    Острый спор или даже ссора. Быстрый темп, короткие, чередующиеся в верхнем и нижнем регистрах построения с завершением уменьшенным септаккордом.

     Состояние сильной взволнованности, возбужденности передано акцентами, синкопами. Ремарка Брамса – Allegro agitato.

     Это каприччио также, как и каприччио соль минор (№3), трехчастно. Принципиальное отличие в том, что середина финального каприччио написана в романтическом ключе.

     Развернутое повествование в среднем регистре, на переднем плане звукового изложения. Вероятно,  здесь содержится что-то особенно важное - покаяние, просьба о прощении. Обилие хроматизмов, увеличенные и уменьшенные интервалы (ув. 4, ум.3) отображают  сложные чувства, быть может, труднообъяснимые ситуации.

     Короткая связка с преобладанием секунд передает процесс быстрого осмысления и переживания происходящего, но не в пользу примирения.

     В репризе опять буря гнева, шквал эмоций. Хотя в конце, за три такта до окончания пьесы и всего цикла внезапно, без модуляций, утверждается одноименный мажор. Ведь это каприччио. Это Фантазии…

 

ЭДВАРД МАК-ДОУЭЛЛ

Шесть маленьких фантазий

Это эссе написано на основе следующего издания: Э.Мак-Доуэлл. Пьесы для фортепиано. Выпуск первый. М.: Музыка, 1968.


1. Объяснение в любви

 

2. Колибри  


3. Летняя песня  


4. В полях   


5. Бутон  


6. Хоровод эльфов  

     Произведения Эдварда Мак-Доуэлла, созданные в конце 19 – начале 20 столетия, являются классикой американской музыки. Они написаны изящно, просто, с любовью. 

     Тонкий романтик, Мак-Доуэлл дает очень поэтичные названия своим миниатюрам. Эти названия, раскрывающие суть художественно-образного замысла композитора,  уточняются в словесных пояснениях. Выразительные, иногда довольно пространные ремарки сопровождают каждую пьесу.

     Цикл посвящен образам природы. Он начинается с пьесы «Объяснение в любви». Можно предположить, что речь идет именно о любви к природе.  Пьесе предпослано  следующее пояснение композитора: Amabile, con sentimento, con espressione. Интонация музыкального высказывания  в основном связана со словом amabile (приветливо, приятно, любезно, ласково). 

     «Колибри». Образ чрезвычайно подвижной, легкой птички. Prestissimo e leggierissimo. Стремительность и легкость – главное в его изображении.    

     «Летняя песня»  написана в ритме вальса. Авторское пожелание: Tempo giusto.  Для передачи  состояния эмоционального подъема, рождаемого вальсом,   важно сохранять точность метра и темпа при исполнении пьесы.

      Пьеса «В полях» выражает настроение легкой игривости. Leggiero e giocoso.

     «Бутон» - это свежесть, грация, изящество. Con grazia, - читаем перед нотным текстом.

     «Хоровод эльфов». Agitato e leggiero. Здесь не только легкость танца, но и взволнованное состояние добрых духов природы. Единственная пьеса цикла в минорном ладу: у эльфов тоже бывает неспокойно на душе…

     Остальные пьесы написаны в мажоре.

     Подчеркнем, что сведения о словесных указаниях композитора, о ладо-тональных особенностях произведений очень важны при подготовке слушателя к их восприятию.

 

 

ИСААК АЛЬБЕНИС

Сюита «Испания» соч.165

1. Прелюдия   

 

2. Танго 


3. Малагенья 


4. Серенада  


5. Каталонское каприччио  


6. Сортсико 

      В этом произведении композитор говорит о своей Родине. В форме камерной сюиты, в небольших, несложных по структуре пьесах.

      Прелюдия. Andantino.  Линеарность октавных унисонов. Восходящие и нисходящие арпеджио.  Развернутые построения, напоминающие звучность гитары, - инструмента, любимого Альбенисом. После прослушивания пьесы видится образ музыканта с гитарой в руках.  Он поет, движется по сцене, исполняет интерлюдии - инструментальные эпизоды. Неспешная восходящая последовательность разложенных аккордов: музыкант уходит со сцены.

     Какова Испания конца 19 века, когда до наступления нового столетия осталось 10 лет? Художественное сознание композитора «отбирает» только самое важное.

     Испания очень современна и прогрессивна. Она предлагает миру художественные идеи, и мир принимает их.

     Танго. Andantino grazioso. Альбенис «выводит» старинное испанское танго, изложенное современным языком, на мировую арену. Оно обойдет весь мир и станет одним из символов новой эстетики наслаждения жизнью.

     Последовательность триолей и ровных восьмых в мелодии на фоне пунктира и также ровных восьмых. Эта ритмическая формула, идущая от хабанеры, отражает эстетическую сущность танго. В ее звуковом образе, с одной стороны, стремление к расширению спектра жизненных удовольствий, с другой, - наоборот,  сдержанность.

     Испания чтит свои традиции. Фольклор Андалусии – проявление национальной культуры. Это представлено в запоминающейся пьесе Малагенья.

     Испания открыта миру и ассимилирует то лучшее, что в ней есть. Речь идет прежде всего о франко-испанском взаимовлиянии. Оно отражено в прозрачном Каталонском каприччио, в изысканной Серенаде,  глубинно связанной с пением провансальских трубадуров.

     Испания находится на подъеме. По-видимому, об этом повествует последняя пьеса сюиты, претворяющая особенности фольклора северной Басконии. Сортсико  отличается сквозным развитием. В нем преобладает звучание среднего и высокого регистров, утверждается мажор финала и одновременно всей сюиты.

     Четыре последних пьесы этой сюиты сближает подвижный темп, оживленный характер (ремарка  Allegretto).

     К сказанному следует добавить, быть может, самое главное. В сюите есть сложные ритмы и лады, импровизационность и орнаментика. В ней много тишины и нежности - piano (p), dolce, dolcissimo. Все это выражает богатство и сложность внутренней жизни народа, его непростой характер.

     Музыка, согретая любовью к Родине и миру всегда  поддерживает дух оптимизма.  

     Возможно, с подобными мыслями композитор создавал это светлое, своеобычное произведение…


 

ДАРИЮС МИЙО

«Скарамуш», сюита для 2 фортепиано соч.165b

1. Vif             

2. Modere     

3. Brazileira 

     Сюита «Скарамуш» всегда желанный гость. Она многолика, но имеет в себе то, что по душе людям разных вкусов и увлечений. Трудно найти человека, который бы отказался вновь послушать эту музыку.

      Очень удачно название сюиты, связанное с персонажем комедии dell’arte. Но ее можно назвать и по-другому. Например, Солнечная. Итальянское, французское, бразильское, африканское солнце, запечатленное в этом произведении, может согреть людей всей планеты. И прежде всего тех, кто живет в условиях недостатка солнечных дней. Сюита содержит высокую концентрацию жизненной энергии, поэтому существенно повышает настроение слушателей. Наверное, в этом секрет ее популярности.

     Сюита тесно связана с театральной классикой, что особенно ярко выражено в первой пьесе.

     Прилагательное французского языка vif многозначно. Среди его значений – живой, резвый, быстрый, горячий, вспыльчивый, живущий. Эти определения применимы к образам и настроениям классической комедии, в частности, итальянской, французской.

     Какие именно образные ассоциации рождает  музыка первой пьесы?

     Быстрые действия и частая смена ситуаций, забавная сюжетная путаница, смешные парады-шествия участников спектакля легко распознаются в музыкальном изложении.

      Два персонажа одинаковыми возгласами начинают веселое представление и быстро убегают со сцены. В музыке слышим: однотактовые построения на основе трезвучий, повторяющиеся поочередно то у первого, то у второго фортепиано (тт. 1-2, 4-5), пассажи шестнадцатых в унисон (тт. 3, 6).

     Завязка действия, сложность осуществления его  интриги обозначены восходящими одноголосными секвенциями  (т.9), а затем их повторением в обратном движении (в тональности доминанты, т.24).

     Выход главных героев представлен темой марша (т.32 и далее). В его аккомпанементе комично звучат секунды через септиму.

     Перипетии сюжета переданы появлением звукового материала, «нарушающего» логику повествования. Например, тема марша (тт.60-61) внезапно прерывается репликой, напоминающей начало пьесы (тт.63-64).

     Музыкальный язык прост. Он обращает нас к произведениям мастеров 18 века. И лишь элементы политональности говорят о том, что эта сюита создана в 20 столетии.

      Modere, си-бемоль мажор – пьеса лирического характера. Об искренних, доверительных отношениях между людьми, о тонких чувствах, о чуткости и глубинном стремлении поддерживать друг друга. Музыка пьесы незаметно «уводит» от тревожных мыслей и направляет в сферу светлых переживаний.

     Произведение начинается одноголосно, с третьей ступени, так что последующая тоника оказывается на слабой доле. Уже здесь рождается неопределенность и вопрос: куда пойдет дальнейшее движение – в минорный или в мажорный лад?

     В одноголосных фразах, чередующихся с аккордовыми, появляется минор, но аккордовые «ответы» (при всей их внутренней сложности) определенно мажорны – с сильной тоникой и высокой терцией. К тому же аккордовые построения отличаются наличием пунктирного ритма и синкоп в басу.  Появление такого ритмического рисунка довольно неожиданно в общем контексте повествования. Он допускает разные трактовки, но не может остаться незамеченным. Здесь скрыт известный  «механизм» психологии: человек всегда реагирует на  неожиданное, внезапное. Привлекая к себе внимание, этот ритм помогает снять намечающееся напряжение в одноголосии. Так убедительно передан жест помощи.

     Два человека в просветленном настроении идут рядом и тихо беседуют. В их разговоре – проявления душевного «созвучия». После стабилизации мажора на фоне «поступи» половинных длительностей звучит дуэт. Песенная тема состоит из нескольких мотивов. Они излагаются, точно повторяя друг друга, сначала в одном, потом в другом голосе.

     В среднем разделе появляется изящный, «ажурный» ритмический рисунок - вариант «тонизирующего» ритма из первого раздела. Запоминаются также восходящие триольные пассажи – наверное, так легки и стремительны стрелы Амура…

      Удивительные особенности имеет память человека. Память воспроизводит события не только в последовательном развертывании, так как они происходят в жизни. Она может отражать события разного времени в одном, «сжатом» образе.  Это свойство  можно сравнить с многомерностью театральной сцены, многоплановостью живописных полотен и прежде всего, конечно, с полифоническим изложением в музыке.

     В репризе основной материал пьесы звучит единовременно: одноголосие и аккордовые фразы сосредоточены в партии первого фортепиано, музыкальный материал дуэта – в партии второго.

     Человеку свойственно идеализировать хорошие моменты, «живущие» в его памяти. Порой он «видит» некоторые моменты воспоминаний более совершенными по сравнению с тем, какими они были в реальности. Может быть, с этой мыслью связана реприза, звучащая приподнято, значительно.

     Третья пьеса. В основе ее – самба (Mouvement de Samba). Это бразильский парный танец, выросший из глубин негритянского фольклора.   

     Музыка, пластика движений, словесное общение сближают танцующих людей. Они увлекаются динамичностью танца, знакомятся и становятся друзьями. Вот как это отражено в музыке.

     На фоне синкопированных септаккордов звучит основная песенно-танцевальная мелодия. Ее вариант появляется на кварту ниже.

     Восходящие октавные ходы в басу прерываются остинатными репликами в верхнем регистре.

     Далее следует мелодический материал в среднем регистре, где два ведущих голоса проводятся в полифоническом сочетании.

     В завершении пьесы и сюиты – прекрасное настроение, подаренное танцем. Основная тема повторяется на fortissimo (ff).

 

 

                      

  П.И. ЧАЙКОВСКИЙ


  Меланхолическая серенада соч.26

           

                                   


                           

                                                     

     Это произведение о чистом и сильном чувстве любви.

- Наступит счастье или нет? – слышим во вступлении с построениями разных ладовых наклонений и паузой после доминанты.

- Сомневаюсь, - отвечает «минорная» Скрипка.

      Выразительная мелодия, смена темпов, характера движения, тональностей позволяют передать сомнения, надежды, отобразить прекрасные воспоминания или, напротив, мечты…

     Кульминационный эпизод признания. Largamente, ми мажор, си-бемоль мажор.

- Обожаю.

     В репризе основная тема «окутана» тихим tremolo сопровождения. Delicatamente, поддержка аккомпанемента.

- Будет ли счастье? Си-бемоль минор в ответ.

     А, может быть, грустные переживания порождены меланхолией - грустным, но проходящим настроением?

     Меланхолическая серенада, как и все творчество П.И.Чайковского, поражает искренностью, глубоким психологизмом.

 

 

С.В. РАХМАНИНОВ

Прелюдии op. 23

Ре мажор (№4)       

Соль минор (№5)    

     Сила и глубина таланта Рахманинова особенно ярко проявили себя в фортепианных сочинениях композитора. Произведения 900-х годов по праву называют лучшими из лучших. Именно к этому периоду относится op. 23, включающий Прелюдии ре мажор (№4) и соль минор (№5).

     Известно, что в искусстве мир отображается через призму восприятия художника. Художник-лирик, психолог глубоко переживает воспроизводимый образ, привносит свое отношение к нему. Происходит взаимодействие объекта восприятия и субъекта-художника. Произведения такого плана всегда отмечены печатью внутренней, психологической организации их автора. Сказанное относится и к творчеству Рахманинова С.В.

     Сказанное объединяет и роднит две Прелюдии, о которых идет речь, хотя их резко отличают другие свойства. В Прелюдии ре мажор главным выразительным средством является мелодия, в Прелюдии соль минор основную роль играет ритм. Первое произведение отображает взаимосвязи Человека и Природы, второе повествует о Человеке в сложных жизненных ситуациях.

       Подробнее о Прелюдии ре мажор (№4). Andante cantabile. Человек и Природа: взаимодействие и взаимовлияние. 

     Человек выходит на Природу в определенном эмоционально-психологическом состоянии, чтобы получить эстетическое удовольствие, чтобы получить помощь – оздоровиться. Человек созерцает ее великолепие, безмолвно рассказывает о себе. Природа внимательно слушает и безошибочно оценивает его состояние.

    Песенная тема, сопровождаемая полнозвучными фигурациями восьмых на legato, звучит спокойно, величественно: Человек здоров и полон сил. Неожиданно (такт 11) появляется фа-диез минор, сообщающий о психологическом напряжении Человека.

     Силы Природы начинают врачевать его.  Над вторым проведением темы в верхнем регистре звучит подголосок, выраженный  триолями. Вместо тревожного фа-диез минора слышим Ре мажор. Повторяющиеся разложенные аккорды словно поглощают очаг напряженности. Однако в следующем такте Ре мажору настойчиво противостоит параллельный минор (си минор), ранее уже прозвучавший в первом проведении темы (такт 15). Природа объясняет: появление чувства внутренней дисгармонии (фа-диез минора) обусловлено постоянным присутствием в организме Человека минорного элемента (си минора).  Под негативным воздействием жизненных обстоятельств эти «частицы» грусти могут быть причиной повтора подобного состояния.

     Человек рассказывает Природе о себе. В третьем построении Прелюдии звуковая материя соткана преимущественно из ровных восьмых, отличается большим количеством тональных сдвигов. В ней содержится кульминация произведения.

     У Человека были эмоциональные перегрузки. Справившись с такого рода состоянием, он скоро опять почувствовал внутренний дискомфорт. В Прелюдии эти моменты переданы переходами из си минора в Ля мажор, и затем - в одноименный минор (такты 37 – 39 - 41).

     Далее дискомфорт усилился. В пьесе это выражено разложенным ми минорным аккордом с далеко отстоящим, глубоким басом (такт 43).

     Человеку вновь удалось настроить себя на позитив, но через короткое время неприятные ощущения повторились. В Прелюдии слышны переходы из соль мажора в одноименный минор (такты 45 – 47). После стольких неудач утомленному организму уже трудно преодолеть очередное эмоциональное перенапряжение. Борьба за восстановление внутреннего равновесия происходит в минорной кульминации пьесы и длится пять тактов.

     Выслушав, Природа дает ответ. Невозможно изменить Человека. Он так и останется со своими врожденными особенностями (в Прелюдии - наличие си минора). Не забудет он и полученных на жизненном пути обид (фа-диез минор и др.). Не оградить его от дальнейших проблем. Силы Природы помогают Человеку укрепить себя, чтобы трудности жизни переносились легче.

     Природа вводит элемент защиты Человека: в четвертом построении появляется новый подголосок. Он построен на интонациях основной темы, сопровождает ее полное проведение, образуя верхний звуковой пласт. Укрупняется аккордовое изложение самой темы (трехзвучные сочетания превращаются в четырехзвучные). Уплотняется фактура, в которую «помещена» тема. В этих изменениях также проявление защитного действия Сил Природы.

     Завершение Прелюдии символизирует единение Человека и Природы. Звучат варианты основных интонаций  произведения.

      Прелюдия соль минор (№5).  Человек  и сложные внешние обстоятельства, возможно, испытания, требующие от него точных действий, силы, смелости и даже отваги. О чем говорят выразительные средства? В общем плане они подтверждают, что такая трактовка допустима. Минор, подчеркнуто четкий ритм, многозвучные аккорды, широкие скачки, каскады октавных пассажей, упругость повторяющихся звуков на стаккато.  Ремарка Рахманинова – Alla Marcia.

      Известно, что, чем сложнее мысль, тем проще должны быть средства ее передачи. Этот принцип воплощен в ритме Прелюдии. Ритм здесь сложен не по рисунку, не по метрической организации. Сложна его семантика. Сплав маршевого начала и, по-видимому, танцевальности. Полифункциональная ритмическая формула (две шестнадцатых – восьмая) воспринимается в этом произведении скорее как танцевальный элемент, «вплетенный» в канву маршевой основы. Человек носит в себе ритмический рисунок, который в свою очередь поддерживает его силы.

     Далее мы узнаем, что  ритмический элемент тесно связан со средней частью пьесы. Но здесь меняется его звуковысотность, интонационное наполнение, штрих, а соответственно и  смысл.

      Человек отважен в своих действиях. Одновременно он стремится получить право на светлое безопасное пространство обитания. Человек долго ищет мира и покоя, а найдя, бережет его, что передано в частых тональных сменах, в появлении ре мажора. Вместе с тем, неустойчивый ре мажор (доминанта главной тональности) в динамике piano (p) может быть понят и как вопрос, обращенный к средней части, и как жест приглашения войти в этот с трудом обретенный мир.

    Средняя часть – возвышенная лирика, оставляющая очень сильное впечатление при прослушивании. Это повествование о  переживаниях  Человека, а может быть, его прекрасной Собеседницы,  находящейся вдалеке.

     Мелодическая линия построена на  чередовании коротких восходящих и нисходящих интонаций, с включением уменьшенной кварты. Средний звуковой уровень – три ступени минорной пентатоники на легато, организуемые упомянутой ритмической формулой. Сильная поддержка связных широких фигураций в нижнем регистре. Эти средства формируют звуковую среду, отображающую и красоту, и ласку, и внутреннюю силу. Но не только. Средняя часть словно содержит встречный вопрос к Человеку. В нем слышны неопределенность, сомнения, возможно, сожаления о несбывшемся. Особо отметим  такты 48-49, где трехступенная интонация проводится в трех разных вариантах (фа-диез – ля – до, фа-диез - ля – си, фа-диез – ля – си- бемоль). 

     Человеку трудно пережить недоверие и косвенный отказ. Он некоторое время находится в желанном, но, как оказалось, иллюзорном для него пространстве (ре мажор). Постепенно (poco a poco accelerando e cresc., через субдоминанту) возвращается в свой мир повседневности (соль минор).

      В заключительном повторе основной темы  аккорды, выраженные шестнадцатыми,  звучат исступленно. Человек тяжело переносит жизненные неудачи и уходит в среду напряженной опасной жизни. Безвозвратно. Долгое время (на протяжении  целой страницы)  повторяется тоника соль минора.

 


Д.Д.ШОСТАКОВИЧ

Соната для скрипки и фортепиано

1. Andante      

2. Allegretto    

3. Largo           

     В позднем периоде творчества Шостаковича Д.Д. нет произведений проходящих, каждое значительно, эпохально. 

     В Скрипичной сонате композитор пытается средствами музыки отобразить сложный процесс творческого мышления человека,  моделировать его этапы.

     Через всю музыкальную ткань проходит семантически значимый элемент - интервал кварта. Этот интервал может быть понят как суть, зерно некоего вопроса, над которым размышляет Человек.

     Преимущественно на квартах, изложенных четвертями, построена первая тема.  Восходящее и симметрично нисходящее движение у фортепиано. Так определяется абрис постигаемой проблемы.

     В партии скрипки преобладают хроматизмы, неравномерно чередующиеся малые и большие секунды.  Метро-ритмическая канва зыбкая, нет четкости в разграничении сильных и слабых долей (залигованные длительности между тактами, свободный переменный размер).  Ощущение плавного перемещения элементов,  непрерывности, потока: по-видимому, именно здесь воспроизводится собственно мыслительный процесс.

      Вторую тему – легкую, с выраженной мелодией на staccato – Человек будто насвистывает, немного отвлекаясь и отдыхая от рационально-логического.

     А между тем, ровные октавные восьмые,  напоминают о ходе времени…

     Эпизод с шестнадцатыми на фоне последовательности кварт, терций и гулких басовых аккордов. Tranquillo. Возможно, в нем показывается, что творческие мысли не покидают Человека и в состоянии сна. Более того, в эпизоде «подсознательной работы» кварты приобретают новое звучание. Его создают трели и тремоло скрипки sul ponticello. В таком виде кварты появляются на первом плане звукового материала в конце первой части. Становится очевидным, что состояние забытья продуктивно и помогает Человеку  в творческих поисках.

    Вторая часть образно может быть названа «Горнило жизни». Кварта как лейтинтервал и здесь пронизывает все: горизонтали двух основных тем, вертикали аккордов.

     Начало. Короткие  реплики скрипки прерывают четверти фортепиано, исполняемые отрывистым штрихом, с акцентами. Острый спор. Громко, жестко, хлестко. Человек выходит со своей проблемой вовне, навстречу безжалостной жизни. 

     Вторая тема представляет собой более связанное, целостное высказывание. В интервалике  много диссонансов, но staccato снято, мелодическая фраза не прерывается. Человек взволнованно излагает свои мысли, ему удалось заставить себя слушать.

     Далее в басовом регистре «поднимаются» октавы, как будто «оппонирующие» прозвучавшей теме. Продолжение борьбы.

     После ожесточенной схватки многократно повторяется мотив с квартой из первой темы и главная тоника ми-бемоль. Человеку удалось отстоять свою точку зрения: кварта и "точка"…

     «Я верю» - таким может быть название финала.

     Пунктирные квартовые возгласы вступления, переходящие в тему, символизируют уверенное возвращение Человека к своим размышлениям.

     Тема у скрипки, начинающаяся с кварты, звучит очень тихо. Изложена  мерными четвертями, имеет ясные очертания. Человек с приобретенным опытом успешно продолжает творческие поиски.

     Различные формы преобразований темы (кварто-квинтовое, октавное изложение,  обрамление триолями, шестнадцатыми и др.). Эти вариации могут быть сопоставимы с моделированием опытно-экспериментальной проверки состоявшейся мыслительной работы.

    Вторая тема также, как и в первой части, выполняет функцию кратковременной разрядки. Однако здесь она имеет песенный характер. Каждый мелодический ход опевается, словно приобретая все большую значимость для человека. Пережитое на «ветрах жизни» повлияло на его представлениями о мире и систему ценностей. Соответственно, стала иной  внутренняя, эмоционально-образная сфера жизни Человека, в которую он погружается, чтобы отвлечься от своих раздумий.

     Сольные эпизоды фортепиано (на основе первой темы) и скрипки (с элементами второй) являются кульминацией финала. Здесь взаимовлияющие мысли и чувства Человека достигают предельно высокого уровня напряжения.

     В завершении произведения появляются квартовые тремоло скрипки sul ponticello из первой части. Теперь их звучание чуть громче: Человек постепенно познает тайны мира…

 

 

   
Адрес: Москва
Тел.:+7 (926) 304 48 28
E-mail: gnasypnayav@gmail.com
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”